Клавдия Павловна Смирнова (Пекачева) 14.11.1924 – 23.01.2023 г.

Родилась в Лодейнопольском районе Ленинградской области. У Клавдии Павловны была непростая судьба: ее юность пришлась на военные годы и тяжёлое послевоенное время.

Из воспоминаний Клавдии Павловны: «Мы жили в городе Лодейное Поле Ленинградской области. Когда началась финская война, я училась в девятом классе. К нам в город поступали раненые и обмороженные бой­цы. Мы, комсомольцы, помогали в госпитале, писали письма за них, бой­цы хвалили меня. Я любила литературу, хорошо писала сочине­ния. Еще занималась спортом, в кружках участвовала. На лыжах хорошо каталась, стреляла.

А потом началась Великая Отечественная война. Рядом с го­родом был военный аэродром. С первых дней нас стали бомбить немецкие самолеты. В горкоме комсомола нас закрепили за улицами. Мы должны были следить, чтобы светомаскировка была. Старым бабушкам, которые не умели, мы делали маскировку сами.

А у дома мы сделали бомбоубежище, использовали под него овощехранилище. И когда прилетали самолеты, все туда прята­лись. И это нас спасало, потому что рядом с домом находились наши зенитки, немцы с воздуха их обстреливали и бомбили, осколки разлетались далеко.

У нас в семье было 5 детей. Папа был заместителем начальника военизированной охра­ны и секретарем парторганизации. Его звали Павел Дмитриевич Пекачев. Он был убежденным коммунистом, любил Родину, и на­казывал нам быть патриотами своей страны, отлично учиться и хорошо работать.

Бомбежки усиливались, оставаться в городе было все опас­нее. С августа по декабрь 1941 года жили в деревне у бабушки. Там были ра­неные солдаты, мама ухаживала за ними. Было много дизентерии, мама тоже заболела дизентерией. Мы, дети, собирали ягоды че­ремухи, черники. Это помогало. А потом нам сообщили, что нас будут эвакуировать в Молотов.

Папа проводил нас по железной дороге до Буя и потом вернулся обратно. Когда он нас провожал, у нас у всех было на сердце тяжело. Мы чувствовали, что прощаемся с ним навсегда. Дальнейшая его судьба сложилась так: их отправили в Волховстрой, они там охраняли важные объекты. Их часто бомбили, и 14 апреля 1942 года он погиб.

Вообще-то мы должны были ехать до Молотова, ныне это Пермь. Но в поезде я сильно заболела ангиной, была температура. Пришла врач, осмотрела меня и сказала родителям: «Вы девочку не довезете». Посмотрели в окно — «станция Буй» написано, а до этого мы ни про какой Буй не слышали.

Мы вышли на этой станции. У папы был друг, он служил в буйской военизированной охране на железной дороге заместителем начальника. И меня, после того как я выздоровела, взяли туда работать.

Мы охраняли станцию, вагоны, мост, другие важные объекты. У нас была форма, оружие, мы заступали на пост, все, как в армии, толь­ко погон не было. Буй был узловой станцией, и возможны были диверсии.

У нас служило много женщин и девушек, а мужчины сопро­вождали военные грузы, составы. А когда наша телефонистка ушла в декрет, меня переве­ли на ее место, потому что я знала все объекты, а там нужен был именно такой человек.

Бдительность была на первом месте. Военизированной охране надо было следить за порядком, предотвращать пожары, аварии, диверсии. Например, букса у вагона загорелась, значит, состав отправлять нельзя. Мы все это знали. В охране я прорабо­тала всю войну, до 1945 года.

В начале войны мы думали, что уезжаем ненадолго, что неделя-другая — и мы вернемся. Но мы не вернулись. Потом я встретила Бориса Николаевича, моего будущего мужа, стала Смирновой и осталась в Буе уже на всю жизнь. Здесь у меня родились две дочери. Город Буй стал для меня второй родиной, здесь живут очень хорошие люди, с ними на протяжении всей моей жизни мне посчастливилось работать и дружить.

У меня медаль «За доблестный труд в годы войны», юбилейные медали. Я участница трудового фронта.

После войны устроилась корреспондентом в газету «Буйская правда», в отдел промыш­ленности, и проработала там около 8 лет. А затем была назна­чена на должность председате­ля горкома ДОСААФ, где про­работала почти четверть века. В те годы мальчишки, будущие защитники Родины, всерьез го­товились к службе в армии, из­учали военное дело, занимались физической подготовкой.

Не раз я получала благодарственные письма за отличную подготовку ре­бят к военной службе, дважды избиралась делегатом съездов ДО­СААФ. Горжусь, что довелось встречаться с такими людьми, как Маршал Советского Союза С.М. Буденный, летчики-космонавты, прославленные спортсмены. За добросовестный труд моё имя занесено в «Книгу почёта» Вооружённых сил СССР, я награждена высшими знаками Оборонного Общества.

Оглядываясь назад, я могу сказать, что жизнь прожита не зря. Детей и внуков мы растили в атмосфере любви и уважения друг к другу. Так меня воспитали родители, и это я передала даль­ше. Теперь радуюсь успехам уже правнуков, учу их добру. Верю, что не красота, а именно доброта спасет мир».