Софье Васильевне Путивской — 100 лет

«Мы искренне благодарны Вам за ратный подвиг и трудовые свершения. За глубокое чувство сопричастности судьбе Отечества. Президент РФ Владимир Путин».

22 ноября исполняется 100 лет участнице Великой Отечественной войны Софье Васильевне Путивской. Ее очень хорошо знают в городе Буе. Ее поколению пришлось очень много пережить. И сейчас особенно остро понимаешь, как это было тяжело и страшно.

Софья Васильевна родилась в деревне Заломаево Буйского района. Она была старшим ребенком в семье. Отец Софьи Васильевны всю свою жизнь посвятил железной дороге, поэтому все четверо детей закончили 13-ю железнодорожную школу…

В 1937-39 годах Софья Васильевна училась в Буйском медицинском училище. В то время после получения того или иного образования нужно было отработать 2 года по профессии. После положенного срока Софья Васильевна собиралась идти в Ивановский медицинский институт, но началась война.

Из воспоминаний Софьи Васильевны:

«В то время я работала в родильном отделении ЦРБ. Именно там я и узнала о начале Великой Отечественной войны. 22 июня был выходной день. Медицинский персонал собирался на реку, хотели все вместе отдохнуть. А я дежурная была, никуда не собиралась, работала. Вдруг увидела, что все возвращаются, думала, забыли что-то. А врач говорит: «Война, Соня!»

Самым тяжелым оказался 1941 год – самое начало войны. Раненых мы приняли буквально в первые дни войны. К этому времени у нас в Буе уже развернулся госпиталь на базе нашей больницы. Мы принимали тяжелораненых бойцов. Операции делались ежедневно.

Каждый день по радио объявляли о захвате нового населенного пункта, страх овладевал людьми… У всех был ненормированный рабочий день – бывало, что даже не приходили ночевать домой. Резко ухудшилось питание, так как все средства уходили на фронт…

В начале 43-го года госпиталь наш свернули, мы были мобилизованы и отправлены на фронт. Ехали в теплушках, по-походному. Медицинская бригада продвигалась вместе с армией. Это Калининская, Ленинградская области…сейчас всего и не упомнишь. Самое, наверное, страшное – это видеть раненых, видеть боль в их глазах. Оторванные конечности, потеря крови, нескончаемая боль… Приходилось постоянно проверять свою одежду, нет ли вшей, талым снегом промывать шею, руки в лесу, из-за этой заразы не разрешалось носить длинные волосы. Врачи и медсестры отдавали свою кровь пострадавшим. Сначала все это переживалось очень тяжело, но когда до нас дошли известия о победах над фашистами, это уже воспринималось как долг, отданный Родине!

Бывало по 80 раненых приходилось обрабатывать за дежурство, стоишь и ног не чувствуешь, ничего не видишь – только кровь да бинты, красное с белым, красное с белым… Один только раз не выдержала. Как-то в операционную палатку срочно потребовали. Вхожу, доктор уже в перчатках, глазами на инструментарий показывает. А я … как вкопанная: лежат на столах два молоденьких солдатика – у одного руки оторваны, у другого нога, и кровь ручьем. Так и поплыло все вокруг меня. Но это было только один-единственный раз. Привыкла, к крови привыкла – и к чужой, и к своей.

До сих пор не могу забыть (первое время даже ночью этот кошмар снился) свое первое, как сама же тогда и назвала, боевое крещение – страшную бомбежку под Крестцами у Ленинграда. Казалось, только в аду такое возможно увидеть – сплошные взрывы, багрово-черное пламя и какой-то ни на что не похожий жуткий вой летящих на твою голову бомб… Потом попривыкли, когда не такое пришлось увидеть и пережить.

Как ни трудна была жизнь в то время, даже на передовой случалось порой непредсказуемое. Как-то в лесу, помнится, стояли мы тогда у озера Селигер, буквально у своих палаток совершенно неожиданно встретила, ну кто бы мог подумать! – своих подружек по Бую: Любу Катышкову и Таню Смирнову (они в другой медчасти служили). Господи, что тут было! И наревелись, и наговорились – на всю войну вперед…

А вот еще один случай – вообще из ряда вон выходящий. Стояли в Латвии, в Круспилсе. На фронте – затишье, а мне, комсоргу отделения, надо было оформить комсомольские рекомендации в партию на своих ребят (кстати, и я в их числе была). И надо же было такому случится! Выздоравливал у нас один раненый – Гриша Черных (до сих пор фамилию помню), он — то и обмолвился как-то, что у них на передовой (проходила она у реки Ловать) батальонным комиссаром Михаил Иванович Спицын служит. Ушам не поверила – да ведь это же наш Михаил Иванович, наш, буйский госпитальный комиссар! Выпросила машину, и рванули мы с Гришей на передовую. Так и с Михаилом Ивановичем встретилась…

Для меня память о Великой Отечественной войне – главным образом память чувств. Они как бы снова и снова заставляют пережить минувшее».

Софья Васильевна была награждена: Орденом Отечественной войны II степени; Медалью Жукова; Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После Великой Отечественной войны Софья Васильевна работала в Центральной районной больнице города Буя Костромской области.

Поражает жизненная сила ветеранов. Пройдя такие испытания, они сохранили любовь к людям, желание жить.

Софья Васильевна до последнего времени ведет активную жизнь, поет в хоре «Ветеран», на протяжении многих лет сотрудничает с газетой «Буйская правда», приносит свои интересные заметки, ведет большую работу по патриотическому воспитанию молодежи. Она была активным участником Вахт памяти, проводимых в Буйском краеведческом музее имени Т.В. Ольховик. Ее приглашали на встречи в школы, техникумы, в Центр молодежи: эмоционально рассказывала молодым людям о войне, о своей богатой событиями жизни. Эти рассказы никого не оставляли равнодушными.

Желаем здоровья Софье Васильевне бодрости духа, внимания и любви со стороны близких и всего самого доброго!

М.В. Фролова, председатель горрайсовета ветеранов.