Вспоминая моего дедушку, Баяндинова Николая Бахатовича

Скоро уже два года, как нет с нами Баяндинова Николая Бахатовича, буевлянина, активного общественника, председателя Совета ветеранов Военно-Морского флота, но жители города Буя и Буйского района хорошо помнят его.

Николай Бахатович руководил буйским движением в поддержку флота. Он внес большой вклад в дело увековечения памяти земляков, которые посвятили жизнь Военно-Морскому флоту России, проводил большую патриотическую работу по воспитанию подрастающего поколения, часто посещал образовательные организации нашего города и района, участвовал в различных патриотических мероприятиях.

А для меня Николай Бахатович – это мой любимый дедушка, которого я буду помнить всегда. Кажется, еще совсем недавно он был с нами, такой веселый, жизнерадостный, энергичный, такой добрый, заботливый и в то же время строгий, требовательный и ответственный.

Я не могу спокойно говорить о своем дедушке, когда я рассказываю о нем, слезы катятся по моим щекам.

Наша семья бережно хранит все его памятные вещи, но особенно дорога нам заветная тетрадочка, в которой дедушка записывал воспоминания о своих родных. Много теплых и добрых слов посвятил он своему отцу Бахату.

Свой рассказ дедушка начинает с воспоминаний о родителях: «Мой отец был по национальности «казах». По его словам, жизнь его проходила в бедности, а мать и отец его умерли рано, отца своего он совсем не помнил. Мать работала у баев и кормила детей объедками с байского стола. Когда пришла Красная Армия, все у баев отобрали и перераспределили по беднякам, а когда пришли белые, все становилось на круги своя, и он был очень благодарен Красной Армии. Метрики его были потеряны, и он не помнил даже, какого он года рождения, когда был призван в Красную Армию. Ему было написано 1911 года рождения в феврале месяце.

1939 год. Война с финнами. Честно говоря, он про все войны рассказывал скупо, возможно, не хотел хвастаться этим, потому что таких, как он, прошедших ужасы войны, было много, а, возможно, скромность его ему не позволяла этого делать.

«Война с финнами, — говорил отец, — это не война, а игра в войну». Хотя на этой войне он был ранен. По его словам, сидели, разогревали завтрак, потом он почувствовал удар в голову и больше ничего не помнил, а когда пришел в себя, ему рассказали, что по его голове вскользь прошла шальная пуля и до самой смерти в том месте у него волосы не росли.

Закончилась победой Финская война, и в 1941 году началась самая страшная, которая длилась почти 5 лет, — Великая Отечественная война, и сразу же он опять призвался в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, переподготовки ему не требовалось, и он сразу же был направлен на фронт. Он не хотел о своих подвигах рассказывать. Конечно, он рассказывал о Курской дуге и о танковом сражении, о победах».

Затем Николай Бахатович говорит о том, что его отец был в плену, ему и еще двум его товарищам удалось бежать из плена. А когда пришли к нашим, то начались проверки.

Затем Бахат был направлен на фронт, был ранен, лежал в госпитале, где и познакомился со своей будущей женой. После разгрома японцев был направлен в город Воркуту, здесь он и обосновался со своей женой. Здесь же родились их дети.

Мой дедушка мечтал написать в своей тетради и о своей маме.

Не успел… Неизлечимая болезнь унесла жизнь Баяндинова Николая Бахатовича. Его не стало 30 сентября 2019 года. Но мы все его очень любим, помним и бережем его тетрадочку, в которой он запечатлел воспоминания о своем отце.

Ульяна, внучка Н.Б. Баяндинова.

Н.Б. Баяндинов с внучкой Ульяной.